Нумизматика и история медальерного искусства

По целому ряду признаков медаль близка к монете. В XVII в. в европейских нумизматических работах не делалось различия между «монетой» и «медалью», то же характерно и для России XVIII в. Слово медаль выводят обычно из латинского Metallum, через итальянское medaglia, французское médaillé, что означает металл.

На денариях Карла Великого встречается надпись Metallum Germanicum, указывающая на происхождение серебра, из которого они были чеканены. Одна из нидерландских средневековых монет, а также 1/2 французских денария назывались maille — сокращение от médaillé. Medaglie назывались многократные (двойного, тройного или четырехкратного веса) итальянские тестоны (серебряные монеты весом около 9 г) с изображением головы правителя, чеканенные в XV—XVI вв. [819, S. 379, 688 ]. Частные деньги братьев Маннерон в Париже (1792) назывались Médaillés de Confiance — «медалями доверия».

Если в германоязычных странах с эпохи нумизматического коллекционирования собрания монет стали называться «мюнцкабинетами» (от нем. Münze — монета), то в ряде романоязычных стран — Cabinet des médaillés — «медальный кабинет».

Основное отличие медали от монеты — то, что медаль не предназначена для денежного обращения, купить медаль можно , когда расплатиться ею никак. Это не исключало использования медали в качестве средства платежа, если она изготовлена из драгоценного металла — золота или серебра. Такие медали встречаются в монетных кладах (например, в известном Киево-Печерском кладе 1898 г.).

Необходимо помнить, что медальерное искусство — искусство художественного воспроизведения окружающего мира в металле, своеобразная форма мелкой пластики — возникло значительно ранее, чем медаль — по сути, с появлением первой монеты [208, с. 8; 366, с. 4].

Говоря о медалях (наградные их разновидности будут рассмотрены в главе «Нумизматика и фалеристика»), мы часто добавляем прилагательное «художественные». В этом отношении современная медаль также имеет своих далеких предшественников. Ряд монет Древней Греции и Рима — настоящие произведения искусства. Но нужно отметить одно техническое условие, облегчавшее творчество художника: достаточная величина монетного кружка. В Древней Греции это серебряные декадрахмы и тетрадрахмы, римские медальоны и конторниаты, средневековые медальоны и брактеаты (украшения и монеты). Появление современной медали в эпоху Возрождения также совпало с появлением крупных монет (многократных тестонов, многократных дукатов и талеров). Конечно, нельзя отбрасывать развитие изобразительного искусства, иное отношение к человеку, без которого не могла бы возникнуть так называемая портретная медаль.

Подавляющая часть медалей (в том числе и портретные) носит памятный характер. Крупные античные и средневековые монеты также изготовлялись в память тех или иных событий или личностей, увековечения того или иного города, архитектурного сооружения, скульптуры, предметов прикладного искусства и т. п.

Как и монеты, медали имеют форму круга, кружка, чаще всего металлического, но бывают и овальные, а также прямоугольные или квадратные (последние называют плакетами или плакетками). Прямоугольная или квадратная форма плакеток имеет аналогию с так называемыми клиппами — четырехугольными или квадратными монетами, чеканившимися уже в конце X—XI в.

Один из отличительных признаков медали — ее величина. Она значительно крупнее, чем обычная, «ходячая» монета; для нее также характерен более высокий рельеф. Меньший тираж и назначение медали приводят к большей сложности и более высокой художественности изображения. Наиболее близки к медалям памятные монеты. Нередко определить различие между ними бывает затруднительно. На помощь приходят весовые данные: если вес соответствует весу той или иной обращающейся монеты или кратен ему, то при некоторых других условиях (например, форма, содержание надписей, техника изготовления) можно говорить о памятной монете.

Совместно с медалями в музеях и частных коллекциях хранятся различного вида жетоны (коронационные, счетные, игральные и т. п.), хотя они и не имеют столь ярко выраженных особенностей, присущих медалям [462 ].

Историю современной медали иногда начинают с XIV в., обычно же первым медальером нашего времени называют итальянца Антонио Пизано, или Пизанелло (ок. 1395—1455). Именно он явился создателем медали как особой формы искусства. Все его медали изготовлены с целью прославления того или иного лица (или события), что характерно для многих позднейших медалей [418, S. 18—20]. Среди медалей Итальянского Возрождения, хранящихся в Эрмитаже, можно назвать и две прекрасные медали Пизанелло. Одна из них посвящена византийскому императору Иоанну VIII Палеологу (1438), другая — маркизу Феррары Леонелло д’Эсте, точнее — его бракосочетанию с Марией Арагонской (1444) [293, с. 175— 180].

Среди известных медальеров Возрождения надо назвать Бенвенуто Челлини (1500—1571) — скульптора, ювелира, медальера, автора не только прекрасных медалей, но и ряда монетных штемпелей.а

Говоря о Сходстве и различии между медалью и монетой, надо отметить, что значительные группы медалей — литые, т. е. изготовлены только с помощью литья. Такова большая часть ренессансных медалей и часть медалей более поздних, особенно нашего времени. Большинство же литых монет — фальшивые.

Современные медали по своей форме, художественным приемам и технике исполнения невозможно спутать с монетами.

Вторая половина XIX в. и наше столетие отмечены появлением обширной специальной литературы по истории медальерного искусства, специальных периодических изданий, восьмитомного словаря медальеров Л. Форрера [494]. В 1937 г. в Париже была создана специальная Международная федерация медали — FIDEM (Federation international de la Medaille), с июня 1938 г. выпускает свой журнал «Medaille». Деятельность FIDEM была прервана в 1939—1945 гг., но была возобновлена вскоре после окончания второй мировой войны. С 1949 г. одновременно с конгрессами FIDEM обычно проводятся выставки медалей, иногда такие выставки бывают отдельно. В федерации объединено свыше 30 стран, в нее входят союзы художников, организации коллекционеров медалей, музеи, монетные дворы и т. д. Конгрессы FIDEM проводятся в различных государствах мира [643; 488, S. 117— 118]. Огромна литература по истории медальерного искусства. Кроме имен авторов прошлого столетия А. Н. Оленина и Д. И. Прозоровского, необходимо назвать Ю. Б. Иверсена (1828—1900), без многочисленных и фундаментальных работ которого невозможны серьезные занятия русским медальерным искусством, а также современного эрмитажного автора Е. С. Щукину. В 1977 г. в издательстве 

«Просвещение» (Москва) вышла в свет научно-популярная книга А. В. Косаревой «Искусство медали» [143].

Близость в технике изготовления, сходство изображений и надписей, общие художники и граверы монет и медалей делают обращение нумизматов к истории медальерного искусства, а специалистов в области последнего — к истории монетного дела совершенно необходимым.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

By submitting this form, you accept the Mollom privacy policy.