Иконы мая

Месяц открывает празднование Максимовской иконы Божией Матери. Из надписи на ней следует, что образ был написан в 1299 г. «по видению Максима, митрополита владимирского и всея России чудотворца, гречанина родом, егда ему пришедшу от Киева во Владимир», явилась Пречистая Дева, держащая на руках Младенца Христа. Она подала ему омофор и сказала: «Приими омофор сей и паси во граде Моем словесныя овцы».

Это чудо явления Богоматери Митрополиту Максиму было истолковано как знамение соизволения Ее на перенесение митрополии из Киева во Владимир. Икона, прославившаяся множеством чудотворений, изображает Богоматерь во весь рост. Левой рукой Она поддерживает благословляющего Младенца, а правой передает коленопреклоненному митрополиту святительский омофор.

В пятницу Светлой седмицы (выпавшую в этом году на 2 мая) совершается переходящее празднование иконы Божией Матери «Живоносный Источник». На этом символическом изображении представлена громадная каменная чаша, стоящая в огражденном водоеме, а в ней — Пресвятая Дева с Богомладенцем на руках. К водоему стеклись жаждущие, скорбящие и утомленные, которые исцеляются у источника Иконографическое осмысление действительно существовавшего в Константинополе близ Золотых ворот Богородичного источника, прославившегося множеством чудес с V в., породило несколько изводов с «сокращенной» композицией: в чаше, обильно источающей живительные струи, изображен поясной образ Богоматери, держащей Младенца Христа левой рукой. Такая икона помещена над входом в церковь «Живоносного источника» в киевском Покровском женском монастыре. Есть храм в честь этой иконы и в Киево-Печерской лавре. С 1999 г. чудотворная икона «Живоносный источник» (на камне) находится в храме Казанской иконы Божией Матери г. Одессы. Известно, что в начале XX в. некий мирянин, очищая сарай от мусора, задел лопатой мраморную плиту, на которой с двух сторон проступил лик Девы Марии. Икону перенесли в дом Во время гражданской войны, когда этот человек решился бежать из города, он услышал исходящий от иконы глас «На кого вы Меня оставляете?» Перепуганный хозяин отнес образ в Архангело-Михайловский женский монастырь, где он и пребывал до 1960-х гг. В период хрущевских гонений икона была перенесена в дом инокини Пантелеймоны (в миру Агафьи). В 80 — 90-е гг. к ней приходили многие верующие, получавшие исцеления от этой иконы. Образ многократно мироточил, а в день смерти инокини благоухали даже его фотографии. На камне, надколотом в нижней части, изображена Царица Небесная, держащая прямо перед Собой Младенца. Она восседает в большой купели, символизируя источник жизни и спасение миру. На паломников обычно производит незабываемое впечатление живой, проникновенный взгляд Ее огромных печальных очей.

Кипрская икона Божией Матери (празднование 3 мая), по преданию, явилась в 392 г. на острове Кипр и была помещена в монастыре Ставруни, устроенном на месте ее обретения. Затем для иконы была построена церковь Панагии Ангелоктисты. Уже в силу своей древности образ имеет ныне статус иконографического типа Изначально на нем изображалась сидящая на троне Богоматерь с Младенцем на руках и два ангела по сторонам, держащие пальмовые ветви. Известны чтимые списки с иконы в московском Успенском соборе и в Николо-Голутвинской церкви с Стромыни Московской епархии. Позже вместо ангелов на Кипрской иконе могли писаться предстоящие.

Примером подобной иконографии служит Свенская (Печерская) икона Божией Матери (празднование 16 мая), приписываемая прп. Алипию, иконописцу Печерскому (|ок. 1114 г.). Здесь же представляется уместным поместить свидетельство Е. Поселянина о почитании образа находившегося с 1288 г. в Свенском монастыре под Брянском (ныне — в Государственной Третьяковской галерее). «Когда торжественное шествие с чудотворною иконою проходит мимо городских или сельских храмов, то в них бывает звон во все колокола Благочестивые богомольцы встречают и провожают икону с такою же радостию и почетом, как бы Самое Царицу Небесную… Дворы, улицы и площади, по которым двигается это шествие, чисто подметаются, а избы по возможности и по состоянию убираются… Пред нею молятся во всех важных случаях жизни Вступают ли в брак, отправляют ли свои суда в далекое плавание или обозы с товарами, впадают ли в печаль или в радость, — во всех подобных случаях благочестивые брянские граждане и жители окрестных мест приходят в св. обитель и усердно молятся перед св. иконою Богоматери».

На 4 мая в этом году выпадает Неделя (воскресенье) 2-я по Пасхе, апостола Фомы. Уже в византийский период складывается иконография евангельского события, известного как «Уверение Фомы». Когда Господь в первый раз явился ученикам Своим по Воскресении, Фомы среди них не было. И сказал апостол, что пока не увидит Господа сам и не вложит руку свою в раны Его, не поверит в Воскресшего. Спустя неделю Христос вновь явился апостолам и «говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20:27—29).

Великомученик Георгии Победоносец (день памяти 6 мая) родился в Бейруте (в древности Берит), у подножия Ливанских гор. Воспитанный в христианской вере, молодой человек поступил на военную слркбу и выделялся среди прочих воинов умом, храбростью, физической силой, осанкой и красотой. Вскоре он достиг звания тысяченачальника и сделался любимцем императора Диоклетиана что, однако, не защитило св. Георгия от жестоких страданий, принятых от рук этого одного из жесточайших гонителей на христиан. Собственно, иконография «Чуда Георгия о змие» (ставшая гербом Москвы и эмблемой Русского государства со времени первого великого князя московского Юрия Долгорукого) изображает именно «чудо», т. е. посмертное вмешательство святого в земные события. Развернутая и наиболее полная композиция иконы повествует о спасении царевны Велисавы от змия-дракона олицетворяющего силы тьмы, которого всадник Георгий победоносно пронзает копьем Еще более символична сокращенная композиция, ограничивающаяся изображением поединка и сегмента с благословляющей десницей в верхнем углу иконы. Многократное повторение излюбленного иконописного сюжета приводит отнюдь не к схематизации, наоборот — каноничная форма приобретает новые акценты и неповторимое звучание. Как, например, красноречива и содержательна каждая деталь на иконе начала в. из ГТР выразителен изгиб фигуры святого на фоне ярко-алого пятна плаща мастерски прочерченного виртуозным рисунком, с добрым народным юмором подмечено изумление лошадки, любопытно взирающей на батальную сцену позади себя.

Молченская икона Божией Матери (празднуется 7 мая), по преданию, была принесена в начале XIV в. двумя иноками в горы, примыкающие к большому болоту Молче (что между Путивлем и Курском) из опустошенных татарами киевских пределов. Отшельники поселились в пещере на Чудной горе. После их смерти это место надолго опустело. Лишь в 1405 г. один из сборщиков меда обрел икону, сиявшую в ветвях липового дерева и услышал голос «Да созиждется на месте сем церковь Пресвятой Богородице». Впоследствии на месте чудесного явления была воздвигнута часовня, а затем храм Рождества Богородицы и основана Молченская Софрониева пустынь. Спасаясь от разорения, в 1605 г. братия монастыря перенесла святыню в Путивльский монастырь. На этой иконе Богоматерь изображена в короне, на правой руке Ее Богомладенец, а в левой — лестница Перед Нею изображен молящийся человек.

Сходная иконографическая деталь роднит этот образ с Путивльской иконой Богоматери (празднование 15 мая), явившейся 2 мая 1635 г. у бывших Никитских ворот. Царица Небесная изображена с Младенцем, держащим в левой руке шар — символ Его вседержительства У правой руки Богоматери также изображена лестница означающая, что, родив Иисуса Христа, примирившего Бога с человечеством, Богородица соединила земное с небесным

Чудотворная икона «Успение Киево-Печерское», по преданию, изложенному в Киево-Печерском Патерике, была вручена Самой Царицей Небесной греческим мастерам, посланным Ею в Киев для основания и строительства храма Ее имени. Церковью установлено празднование иконе 16 мая в честь принесения ее из Константинополя в Киев в 1073 г. Изображение Успения имело ряд особенностей: Богоматери на одре предстояли только апостолы двумя тесными группами, а апостол Иоанн стоял за одром, низко склонившись к Ее лику. Икона отличалась необычным, вытянутым по вертикали форматом (39,6×28,6 см) и была закрыта цельным золотым окладом, украшенным крупными алмазами и драгоценными камнями. На завесе одра Богоматери слева — углубление для ковчежца в котором помещались частицы мощей мучеников, переданные, по преданию, Богородицею во Влахернском храме.

После возведения Успенского собора Киево-Печереской лавры в 1089 г. икону поместили над Царскими вратами иконостаса как главную святыню обители. Она не раз защищала страну от нашествия врагов. В 1677 г., когда турки осаждали Чигирин и Киеву грозила опасность, икону обносили вокруг города Ею благословляли русские войска, шедшие на Полтавскую битву (1709 г.). В Отечественную войну 1812 г. икону снова обносили вокруг Киева Во время конфискации церковных ценностей в 1922 г. святыня была поругана лишенную богатого оклада ее выставили в качестве экспоната в музее атеизма, в который был превращен Успенский храм лавры. А в 1941 г., после взятия Киева немецко-фашистскими захватчиками, образ был отправлен в Восточную Пруссию, однако эшелон попал под бомбежку, и сегодня икона считается утерянной. Сохранился чудотворный список, который отличается от оригинала изображением основателей Киево-Печерского монастыря преподобных Антония и Феодосия. Сейчас он размещен над Царскими вратами Крестовоздвиженского храма лавры.

Икона Божией Матери «Печерская с предстоящими» (празднуется 16 мая) изображает Ее сидящей на престоле с царским венцом на главе, руки Свои она возлагает на коленопреклоненных Антония и Феодосия, чудотворцев Печерских. На коленях у Богородицы восседает Младенец, обеими руками благословляющий преподобных. По сторонам престола — два Ангела. Подобная иконография и у «Ярославской (Печерской)» (1823 г., празднование 27 мая).

Старорусская икона Божией Матери (1570 г., празднование 17 мая), по преданию, была принесена из Ольвиополя (ныне г. Первомайск Николаевской обл.) в город Старую Руссу греками еще в первые времена христианства. Чудотворный образ, имевший довольно большие размеры, восходит к иконографическому типу «Одигитрии».

На 18 мая приходится празднование иконе «Неупиваемая чаша». Как-то в 1887 г. в Богородичном монастыре г. Серпухова появился некий путник, по виду — горький пьяница. Он объяснял, что пришел поклониться образу Богородицы «Неупиваемая чаша», чтоб исцелиться от злой страсти, терзавшей его много лет. Это решение он принял по троекратному указанию явившегося ему во сне благообразного старца. В монастыре о такой иконе не слышали. Но чудотворный образ XIV в., найденный тогда на проходе из храма в ризницу, стал источником множества исцелений, и вскоре был прославлен по всему миру. Списки с этой иконы с поясным изображением Богоматери-Оранты и Младенца Христа, выступающего из Евхаристической чаши перед Ней, находятся во многих православных храмах — в частности, в Крестовоздвиженском храме Киево-Печерской лавры. А в больничном храме во имя Сорока Мучеников Севастийских регулярно проходят молебны перед иконой «Неупиваемая чаша» и проводится работа с пострадавшими от пагубных пристрастий.

Любечская икона Божией Матери (празднование 20 мая) названа так по наименованию местечка Любеч на Черниговщине, а явление ее, по преданию, относится к XI в. С давних пор икона прославилась своими чудесами, о которых повествует святитель Димитрий Ростовский в книге «Руно орошенное». Образ восходит к иконографическому типу «Одигитрия».

22 мая — перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бари (1087 г.). Пожалуй, трудно найти бо^ее прославленного и горячо любимого всем христианским миром святого. Древнейшим образом св. Николая является синайская икона второй половины X в. Это поясное изображение отражает раннюю стадию развития еще не установившегося иконографического типа, с круглым лицом и более темными волосами, заметно отличающегося от облика седого аскета, хорошо известного рке по памятникам XII в. В дальнейшем образ святителя получил широчайшее распространение как в византийском, так и в древнерусском искусстве. Самая ранняя из сохранившихся икон свт. Николая с житием, датированная началом XIII в., также находится в Синайском монастыре св. вмч. Екатерины. Наиболее важным нововведением стало появление по сторонам святого поясных изображений Христа с Евангелием и Богоматери с омофором Вручение Евангелия и омофора напоминало об архиерейском служении свт. Николая, неотделимого от его чудес И если на синайской иконе клейма лишены иллюстративности, обладая скорее орнаментальной знаковостью, то на русских иконах каждая из житийных сцен в клеймах возведена в статус сюжетной иконы-миниатюры.

Нет такого действующего православного храма, в котором не было бы иконы святителя Николая. Многие из них прославлены чудотворениями. Так, в Александро-Невском храме г. Донецка 21 мая 2003 г. обильно замироточил образ XIX в., написанный в стиле украинского барокко. Спустя год Священным Синодом Украинской Православной Церкви эта икона была признана местночтимой чудотворной.

Киево-братская икона Божией Матери (1654 г., празднование 23 мая) известна нам лишь по своим спискам. Один из них, например, находится в Никольском храме Покровского монастыря в Киеве. Однако благодаря своей иконографии, восходящей к типу «Гликофилусса» («Сладкое лобзание»), образы этого извода широко распространены во всем мире. Близка им и представленная коптская икона.


Елена Попова

Журнал "Антиквар" (№ 19)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

By submitting this form, you accept the Mollom privacy policy.