Императорский Фарфоровый Завод

Эти уникальные изделия рассказывают о нескольких этапах в развитии завода, охватывая период правления четырёх российских императоров — Павла I, Александра I, Николая I и Александра III, то есть практически весь XIX в. (за исключением царствования Александра II, который, кстати, не жаловал вниманием детище своих предков, и первых лет на троне Николая II).

Фарфор времён Павла I (1796-1801) представляет тарелка из сервиза, изготовленного для великой княжны Марии Павловны (1786-1859) как часть её приданого. В центре тарелки — вписанный в круг вид швейцарского городка Бремгартен, бордюр украшен фризом из роз на золотой ленте. В целом орнаментальное убранство «павловских» вещей намного сдержаннее, чем в предыдущий, Екатерининский период. Как отмечает автор первого фундаментального исторического обзора Императорского фарфорового завода барон Н. Вольф, император Павел проявлял большой интерес к делам завода, лично занимался заказом сервизов и давал распоряжения по поводу их декора. Известно, что пейзажные сюжеты для нанесения на посуду подбирались в соответствии с впечатлениями, полученными им во время европейского путешествия 1781-1782 гг. Ещё одной примечательной особенностью сервизов эпохи Павла I является то, что делались они всего на 8-12 персон, и предметов в них гораздо меньше, чем, скажем, в екатерининских.

Великая княжна Мария Павловна в 1804 г. вышла замуж за наследного принца Саксен-Веймарского Карла Фридриха и сразу же завоевала симпатии местной аристократии, литераторов и учёных. «Она невыразимо обаятельна и умеет соединить прирождённое величие с необыкновенной любезностью, деликатностью и тактом в обращении», писал поэт Кристоф Виланд. Мария Павловна дружила с Гёте, общалась со многими профессорами Йенского университета, а позже при дворце создала музей, посвящённый четырём великим немецким поэтам Гёте, Шиллеру, Виланду и Гердеру. Кто знает, может этой тарелки касались пальцы Гёте или других великих людей того времени…

Сервиз из приданого княжны Екатерины Павловны (1788-1819) расписан в том же «павловском» стиле, хотя датировать его принято уже эпохой Александра I (1801-1825)1 (Очевидно, что сюжеты декора были утверждены при Павле I, но все работы выполнялись уже при другом императоре.) В центре овального блюда из этого сервиза—медальон с видом руин театра в Альбано, бордюр украшен гирляндами из цветов, золотой лентой и четырьмя миниатюрными медальонами с архитектурными мотивами. В 1808 г. сервиз вместе с хозяйкой мог отправиться в Париж: министр иностранных дел Франции Талейран предложил Александру I выдать сестру за Наполеона, но сама княжна предпочла более скромную партию принца Георга Ольденбургского. После смерти супруга 

(в 1812 г.) Екатерина Павловна вышла замуж за Вильгельма I, наследного принца Вюртембергского, поэтому сервиз нередко называют «вюртембергским». Подобно своей великой бабке, Екатерина Павловна была умной и деятельной женщиной. Во время войны 1812 г. она сформировала батальон ополчения, сопровождала императора в походах 1813-1815 гг., опекала российских литераторов. На её смерть в 1819 г. Василий Жуковский отозвался элегией «Ты улетел, небесный посетитель…»

В царствование Александра I были приняты серьёзные организационные меры по улучшению производства, повлиявшие на техническое и художественное качество продукции в следующий, Николаевский период. Директор завода Д. Гурьев привлёк к работе трёх опытных мастеров Берлинской королевской мануфактуры — Шульца, Шрейберга и Зейферта; для руководства живописью по фарфору 

был приглашён французский мастер Адам, который пробыл на заводе с 1806 по 1816 гг. В 1815 г. в Петербурге появилось ещё несколько французских специалистов, и среди них севрские мастера — декоратор-позолотчик Дени Моро и живописец Свебах.

Эпоха Николая I (1825-1855) в императорском фарфоре это увлечение историческими стилями. Формы и сюжеты декора заимствуются из, казалось бы, несовместимых источников: Античность, Византия, Египет, Китай, Мейсен, Севр, современная живопись и литература. В первые годы правления императора ещё сильны классицизирующие тенденции. Пример тому «топографическая» тарелка с видом на дворец принца Альбрехта в Берлине. Медальон с пейзажем, занимающим всю плоскость дна, взят в типично ампирное обрамление (позолоченный лавровый венок), но форма тарелки (восьмиугольник с волнистыми краями) это уже дань барокко и рококо.

Традиции севрского фарфора середины XVIII в. в определённой степени ощущаются в тарелках с цветочным декором, где есть излюбленные французами бирюзовая и розовая глазури, картуши капризных очертаний, позолоченные бордюрчики и завитки.

В 1830-х гг. в России начинают серьёзно изучать древнерусское и византийское искусство, что немедленно отражается на архитектуре и прикладном искусстве. Живописец и археолог Фёдор Солнцев разрабатывает для ИФЗ эскизы нескольких сервизов в русско-византийском духе. Один из них сервиз великого князя Константина Николаевича, изготовленный в 1848-1852 гг. в ознаменование его брака с принцессой Александрой Саксен-Альтенбургской2 В основе геометризованного декора тарелок орнаменты древнерусских рукописей и фресок, в картушах— стилизованная монограмма владельца и двуглавый орёл. Великий князь Константин Николаевич (1827-1892) был неординарной личностью: командовал флотом империи, занимался его модернизацией, всячески содействовал проведению либеральных реформ Александра II. Впрочем, многие в России не могут простить ему инициативы по продаже Аляски.

При императоре Александре III (1881-1894) ИФЗ получает статус элитарного производства. Продажа фарфора частным лицам (за исключением нерасписанного «белья») строжайше запрещена. Чтобы улучшить несколько запущенную при Александре II технику производства, мастеров завода отправляют в длительные командировки за границу. Оттуда же поставляют краски и даже сырьё для получения фарфоровой массы. Что касается художественной стороны дела, то здесь дирекция завода, очевидно, в угоду консервативным вкусам императора, придерживается традиций историзма, хотя в историзме эпохи Александра III были и положительные моменты. В частности, император считал, что мастера-кера-мисты не должны отказываться от традиционных для фарфора форм и декора, найденных ещё китайцами; академическую живопись на фарфоре он не особо жаловал.

Тем не менее, в этот период на ИФЗ продолжается изготовление тарелок т. н. военной серии, начатой ещё при Александре I. По этим вещам можно проследить не только эволюцию живописного стиля мастеров завода, но и историю российской армии, отдельных родов войск и воинских подразделений. На одной из тарелок, хранящихся в рассматриваемой нами коллекции, изображены воины 6-й кавалерийской дивизии (6-го драгунского Глуховско-го полка, 6-го уланского Волынского полка и 6-го гусарского Клястицкого полка). Глуховский полк, как явствует из названия, был первоначально сформирован из украинских казаков; интересно также отметить, что шефом его с 1847 по 1892 гг. был уже упоминавшийся Константин Николаевич Романов. На другой тарелке показаны казаки, пластуны и артиллеристы Кубанского казачьего войска3 Обе батальные сцены выполнены по рисункам академика живописи Адольфа Шарлеманя (1826-1901), известного также как автор дизайна самой популярной у нас ещё с дореволюционных времён колоды «атласных» карт. Обращает на себя внимание виртуозная прорисовка деталей формы воинов. Изысканным обрамлением служат золотые дубовые и лавровые ветви на ободке тарелки, размещённые на золотом же фоне (излюбленный приём мастеров эпохи Николая I).

Императорский фарфоровый завод счастливо пережил бурные годы революции, периоды нэпа и сталинской индустриализации, фашистскую блокаду, хрущёвскую «оттепель» и брежневский «застой». XX век в его развитии отмечен новыми техническими и художественными успехами, но это уже тема для другого разговора.


1На аукционе Christie’s (июнь 2011) супница из этого сервиза была продана за $ 238,5 тыс.

2Блюдо из этого сервиза в июне 2011 г. ушло за $19,5 тыс. (Christie’s).

3Похожая тарелка в апреле 2010 г. на Sotheby’s была продана за $42 тыс.


Журнал "Антиквар"

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

By submitting this form, you accept the Mollom privacy policy.