Фарфор. Мировые тренды

Самым динамичным сегментом антикварного рынка сегодня является китайский императорский фарфор. А что же происходит с коллекционным европейским и российским фарфором?

Осенью 2010 г антиквары, коллекционеры и эксперты, уже, казалось бы, привыкшие к экстравагантным выходкам новых китайских богачей, в очередной раз вынуждены были удивлённо цокнуть языком на торгах провинциального британского аукциона ВаіпЬгіс^ев за фарфоровую вазу из дворца одного из последних великих китайских императоров Цяньлуна неизвестный коллекционер (или скорее инвестор) предложил $ 60 млн. (с комиссионными общая стоимость предмета достигла $86 млн.!). Поистине, в сравнении с этой суммой, несколько миллионов, которые российские олигархи платят за вещицы Фаберже или вазы, принадлежавшие Романовым, покажутся грошами.

Конечно, аукционные рекорды не всегда точно отражают реальную ситуацию на рынке, но они и не рождаются внезапно на пустом месте. Опорой для любого «шального» ценового прыжка всегда служит длительный и прочный интерес собирателей к определённому стилю, виду или жанру искусства. В 1990-е гг. возвращение культурных ценностей стало для Китая вопросом чести и элементом национальной политики. К этому процессу тогда подключились не только патриотично настроенные меценаты, но и крупные государственные финансовопромышленные структуры. Естественно, что в поле их зрения попало и чисто китайское изобретение фарфор, лучшие образцы которого в течение нескольких столетий оседали в европейских и американских собраниях. Немудрено, что уже на рубеже второго и третьего тысячелетий, когда об очередном арт-буме мало кто помышлял, цены на уникальные образцы китайского фарфора достигали миллиона долларов. Сейчас же практически на каждых «китайских» торгах ведущих мировых аукционов присутствует несколько фарфоровых лотов стоимостью от одного до десяти миллионов долларов. Время от времени вещи такого уровня всплывают и на малых аукционах, вроде уже упоминавшегося Bainbridges.

Китай

Особый ажиотаж у китайских антикваров вызывает фарфор периода правления императора Цянь-луна (1736-1795). Китайские историки считают эти шесть десятилетий временем расцвета Цинской империи. Цяньлун вёл довольно жёсткую внутреннюю и внешнюю политику, значительно расширил территорию страны, укрепил её экономическое могущество. Как и многие его предшественники, он покровительствовал искусствам, хотя вкусы его были скорее консервативно-эклектичными. Не удивительно, что многие современные китайские политики и дельцы видят в нём своего рода идеал правителя.

Во времена Цяньлуна мастера-керамисты и живописцы по фарфору много и успешно экспериментировали с цветовыми решениями, изысканно варьировали традиционные формы сосудов, но каких-то особых прорывов не совершили. В целом этот период эффектное подведение итогов многовекового развития китайского искусства накануне краха феодализма.

Ваза с аукциона Bainbridges—яркая тому иллюстрация. В ней в избытке, граничащем с дурным вкусом, собраны приёмы, которые китайские керамисты обычно использовали по отдельности. Внутри ваза украшена кобальтовой подглазурной росписью, извне декорирована ажурной лепкой, гравировкой и поли-хромной росписью, сочетающей как орнаментальные мотивы, так и натуралистично прорисованные. Известный китайский коллекционер древностей Ma Вейду без обиняков назвал вазу «милой безвкусицей».

Более рафинированным образцом цяньлуновской эклектики является жёлтофонная ваза с орнаментальными росписями в стиле «розового семейства» ($32,4млн., Sotheby’s, октябрь 2010). Этот декор с доминированием нетрадиционных для Китая оттенков розового появился в начале XVIII в. в угоду европейским вкусам и поначалу использовался преимущественно для росписи изделий на экспорт. Жёлтую глазурь китайские мастера начали применять ещё в XV в., во время правления императора Чэнхуа (династия Мин), но тогда её не покрывали никакими росписями. Примечательно, что редкий образец этого чистого стиля XV в. в сентябре 2010 г. был продан за гораздо меньшую сумму — в $900 тыс. (Christie’s), а похожее блюдо из мастерских императора Хунчжи (преемника Чэнхуа) и вовсе за $ 12 тыс.

Впрочем, при дворе Цяньлуна умели ценить и изысканную монохромность. Пример этому ваза, покрытая бледно-зелёной селадоновой глазурью, нанесённой поверх резного геометризованного орнамента ($7,9 млн., Christie’s, март 2011). Фарфор такого типа известен со времён империи Сун (X-XIII вв.), и некоторые образцы его являются более доступными для коллекционеров, чем изделия периода Цяньлуна. К примеру, на мартовском 2011 г. аукционе Christie’s, посвящённом китайскому монохромному фарфору, селадоновые чаши и небольшие миски XI —XIII вв. уходили по цене до $ 8 тыс. Большой интерес у собирателей вызывают и монохромные сосуды раннего периода династии Мин (кон. XIV i-я треть XV в.). К примеру, стоимость кобальтовых и медно-красных мисок из мастерских императора Сюаньдэ (1426-14:35) доходит до $200-300 тыс. (Christie’s, сентябрь

2010). Но на том же аукционе похожие миски с маркой императора Юнчжэна (1722-1735) продавались ПО цене $ 10-12 тыс.

В период правления династии Мин фарфоровое дело в Китае достигает высочайшего расцвета. Широкое распространение получают изделия с подглазур-ными росписями кобальтом, а также надглазурные росписи цветными эмалями, значительно обогащается сюжетно-орнаментальный материал росписей, разрабатываются инновационные композиционные приёмы, появляются новые формы сосудов.

В частности, во время правления императора Юнлэ в подглазурных росписях кобальтом в качестве новых мотивов появляются ветки личи, граната, хурмы. Миска, иллюстрирующая эту тенденцию, на аукционе Christie’s (март гоод) была продана за $2,32 млн. При императоре Цзяцине (1521-1567) на бело-кобальтовых сосудах в изобилии появляются изображения рыб и журавлей как символов достатка и долголетия. Изысканный образец такого декора небольшая ваза в форме двойной тыквы ($86,5 тыс., Christie’s, март 2011).

В эпоху Мин, в начале XVI в., китайский «синебелый» фарфор начинают экспортировать на Ближний Восток. Подстраиваясь под вкусы этого рынка, мастера используют формы исламских сосудов, их декор и даже каллиграфию. Это прекрасно видно на примере вазы с маркой императора Чжэндэ (1506-1521), на боках которой начертано двустишие во славу Аллаха ($ 1,69 млн., Christie’s, сентябрь 2005).

Немного позже, при императоре Ваньли (1563-1620), начинается массовый экспорт в Европу фарфора с кобальтовыми росписями, известного как «краак» (слово происходит от названия португальских судов сагасса, на которых доставлялись первые партии таких изделий). Многие эксперты считают, что фарфор для западного рынка был преимущественно худшего качества, да и росписи исполнялись с большей небрежностью. Европейские купцы также внедрили в производство новые формы и изделия, более привычные для своих потребителей (солонки, канделябры и т.д.). Наиболее распространённым приёмом декора в «краак»-фарфоре было разделение боковых полей блюда, тарелки, чаши на сегменты, в которых могли размещаться жанровые сценки, пейзажные мотивы, стилизованные изображения тропических растений или птиц. Экспортный фарфор ценится гораздо ниже, чем изготовленный для внутреннего рынка (до $ 2 тыс. за предмет). Однако стоимость отдельных редких (по форме или качеству декора) изделий может достигать десятков и сотен тысяч долларов. Так было с большой восьмиугольной солонкой, проданной в 2007 г. на Sotheby’s за £162 тыс.

Хотя полихромия в китайском фарфоре использовалась начиная с XV в., её образцы на рынке представлены изделиями более позднего периода (Цзяцин Ваньли, сер. XVI нач. XVII в. и далее). В императорских мастерских на обожжённые сосуды с кобальтовой подглазурной росписью начали наносить рисунки зелёной, красной и жёлтой эмалями и затем проводить повторный обжиг при более низкой температуре. В декоре использовались ор-наментализованные изображения птиц, рыб и растений, встречались и жанровые сценки. Этот стиль получил название «ву цай» (пять цветов). Отдельные вазы «ву цай» с императорскими клеймами Ваньли в последние несколько лет уходили по цене от $ боо до 1,5 млн. В 2000 г. сосуд с клеймом Цзяцина был продан за $5,6 млн. Однако прекрасные образцы этого стиля можно найти и за сумму в несколько десятков тысяч долларов, например, сосуд прямоугольной формы с жанровыми сценками ($ 36,8 тыс., Christie’s, май 2011).

Более поздней модификацией цветовой гаммы «ву цай» является т. н. зелёное семейство (famille verte). Этот термин применяют к полихромному фарфору периода Канси (династия Цин, 1661—1722), в декоре которого доминирует насыщенный зелёный (нередко такой цвет использовался и в качестве фона). Стоимость уникальных образцов этого стиля с маркой императора может достигать нескольких сотен тысяч долларов, как в случае с блюдом «Дракон и птица Феникс» ($281 тыс., Christie’s, декабрь 2010). Хотя менее «репрезентативные» вещи (небольшие чаши с клеймом) или вазы неимператорских мастерских могут стоить от тысячи до нескольких десятков тысяч долларов.

В первые десятилетия XVIII в. декор «зелёного семейства» был потеснён цветовой гаммой с преобладанием оттенков розового («розовое семейство», или famille rose). Сами китайцы назвали этот стиль «ян цай» (чужеземные цвета), поскольку розовые и карминные пигменты поначалу привозились из Европы. Тематика декора остаётся практически неизменной (цветы, деревья, птицы, жанровые сценки), но при этом могут варьироваться композиционные приёмы (от равномерно-ковровых до асимметричных композиций) и манера росписей (от сухой графичной до более живописной). Эксклюзивные образцы этого стиля, изготовленные для украшения императорских дворцов Юнчжэна и Цяньлуна, всегда попадают в число топ-лотов и уходят по цене выше $ 1 млн. Но для коллекционеров представляют интерес и более поздние имитации и вариации декора «розового семейства» (XIX нач. XX в.). Стоимость таких изделий может колебаться от нескольких сотен до десятков тысяч долларов. Вот хотя бы две вазы рубежа XVIII-XIX вв., выполненные по европейскому заказу и оттого, наверное, несколько перегруженные декором (£324, Bonhams, июль 2011).

Корея

Фарфор в Корее начали производить с середины XV в., т.е. намного раньше, чем в Японии и Европе. Но, несмотря на столь древнюю историю, корейский фарфор остаётся практически неизвестным за пределами узкого круга экспертов. Традиционный корейский фарфор менее разнообразен, чем китайский, и фактически сводится к двум большим группам изделий: белый фарфор и фарфор с подглазурными росписями кобальтом.

Особый интерес у коллекционеров, естественно, вызывают изделия, созданные для императорского двора. Например, за вазу XVIII в. с изображением пятипалого дракона (мотив, разрешённый только в изделиях для двора) весной этого года отдали $3,89 млн. (Christie’s). Наряду с официальной символикой, в росписях кобальтом использовались растительные и пейзажные мотивы, написанные в свободной живописной манере. Причём нередко создаётся впечатление, что корейские мастера тоньше чувствовали белый цвет, чем их китайские коллеги. При нехватке синего пигмента корейцы могли использовать окислы железа, сохраняя технику и приёмы росписи кобальтом.

Высоко котируются на рынке и сосуды из белого недекорированного фарфора, обладающие простыми и изысканными формами. Цены на изделия такого типа, особенно XV—XVII вв., когда подобный фарфор изготавливался преимущественно для императорского двора, могут достигать $ 300 тысяч.

Япония

Производство фарфора в Японии наладили корейские мастера, вывезенные сюда во время японского вторжения в Корею в конце XVI в. Расселили их на землях клана Набешима в посёлке Арита поблизости от порта Имари. Эти три слова до сих пор используются (причём довольно неряшливо) искусствоведами и антикварами для классификации японского фарфора XVII-XIX вв.

Термин «арита», как правило, применяют ко всему фарфору (и бело-синему, и полихромному), производившемуся в разных мастерских вокруг селения Арита на протяжении XVII-XIX вв. «Имари» — это фарфор с полихромным декором (преимущественно синего, коричнево-красного и золотисто-жёлтого цветов), возникшим в мастерских Ариты во второй половине XVII в. По мнению экспертов, классический стиль «имари» (кон. XVII в.) сформировался под влиянием текстиля той эпохи, и для него характерно плотное заполнение поверхности сосудов или блюд стилизованным растительным декором (хризантемы и пионы). На вазах также могли изображать жанровые сценки или фигурки красоток. Образцы этого стиля можно приобрести по вполне сносным ценам ($ 1-4 тыс.).

Кроме того, термин «имари» распространяют ещё и на многочисленные поздние имитации и вариации стиля (японские и китайские, предназначенные как для внутреннего, так и для европейского рынка).

В районе Ариты в середине XVII в. зарождается ещё один широко известный стиль декора — «какие-мон» (по имени керамиста, который якобы первым из японцев в совершенстве освоил технику надгла-зурной полихромной росписи). В отличие от «имари», в декоре «какиемон» с самого начала использовались зелёные эмали; здесь также велика роль чистого белого фона, на котором свободно разбросаны цветы и ветви деревьев. Ещё в начале 2000-х гг. цены на редкие предметы этого стиля доходили до $ 100-150 тыс., но на последних аукционах японского искусства лоты такого уровня не появляются. К примеру, на ноябрьском 2010 г. аукционе Christie’s самым ценным предметом в стиле «какиемон» оказалась большая чаша, украшенная ветками сливы и птицами ($ 25,9 тыс.), а пару бутылок для саке (кон. XVII в.) с изящным «акварельным» рисунком продали за $ 6 тыс. Потомки Сакаида Какиемона считают, что их фамильное имя может носить только фарфор, сделанный их предками, однако антиквары часто используют этот термин при атрибуции всей керамики из Ариты с похожим полихромным декором.

Как уже говорилось выше, печи для обжига фарфора и мастерские живописцев по фарфору находились на землях клана Набешима, но этот «бренд» распространяют только на изделия, поставляемые для двора сёгунов Токугава с середины XVII и до начала XIX в. Образцы декора (чаще всего растительные мотивы, асимметрично вписанные в круг), 

характерные для этого фарфора, не разрешалось повторять в массовом производстве, а с начала XVIII в. эскизы росписей даже утверждались сёгунами. Неудивительно, что и цены на эти вещи (как правило, блюда диаметром от 20 см) порой в несколько раз превышают стоимость топ-лотов в стиле «имари» или «какиемон», хотя и те, и другие вполне могли быть расписаны одним мастером. К примеру, большое блюдо (диаметром 32,5 см) с изображением буддистской символики (кобальт под селадоновой глазурью) не так давно было продано за £180 тыс. (Bonhams, май 2010). И это на фоне общего спада рынка японской керамики. Блюда «набешима» диаметром 14-20 см на рынок попадают чаще, но и оцениваются дешевле ($8-15 тыс.). Поздние же «набешима» (включая вполне удачные подражания и имитации) можно найти по цене до $ 3-5 тыс.

Популярностью у собирателей пользуется и фарфор, производившийся с середины XVII в. в селении Кутани в районе современного города Kara (считается, что мастера из Кутани изучали фарфоровые технологии в Арите). Классический фарфор «кутани» (или «кокутани», 2-я пол. XVII — нач. XVIII в.) отличают яркие и контрастные цвета с преобладанием интенсивных зелёного и сине-бирюзового оттенков. Цены на уникальные ранние образцы этого стиля достигают десятков и сотен тысяч долларов. В 1730 г. производство фарфора в Кутани прекращается и возобновляется только в начале XIX в. Декор позднего «кутани» по колориту часто ближе к изделиям «имари», хотя встречаются предметы с характерным интенсивным зелёным цветом. Стоимость позднего фарфора «кутани» от нескольких сотен долларов.

Европейский фарфор. Германия и Австрия

В начале XVIII в. секрет изготовления фарфора, наконец, становится известным в Европе, вначале в Саксонии (Мейсен), а затем и в Австрии, Франции, Пруссии, Англии, Италии, России. Изделия ведущих мануфактур этих стран и составляют основной массив международного рынка европейского коллекционного фарфора.

Одним из наиболее весомых сегментов рынка (и в ценностном, и в количественном выражении) является мейсенский фарфор. Золотым периодом в истории мануфактуры считается время с 1710 по 1756 гг., когда здесь работают открыватель формулы фарфора Иоганн Фридрих Бёттгер, живописцы Иоганн Грегор Хёрольдт и Кристиан Фридрих Херольд, скульпторы Иоганн Кристиан Кирхнер и Иоганн Иоахим Кендлер. Изделия, связанные с именами этих мастеров, вызывают неослабевающий интерес у коллекционеров, а цены на некоторые из них вполне сопоставимы с ценами топ-сегмента китайского фарфора. Так, в 2005 г. две скульптуры цапель (высотой 62 и 75 см!), сделанные по моделям Кендлера для Августа Сильного, курфюрста Саксонии и короля Польши, были проданы за $ 6,8 млн. (Christie’s). Тремя годами ранее «Индюк» и «Лиса» Кендлера ушли по цене выше $ i млн. Фигурки и жанровые скульптурные группы (арлекины, пастушки, аллегории, мифологические сюжеты) Кендлера, выпускавшиеся большими тиражами, могут стоить от нескольких тысяч до нескольких сотен тысяч долларов. Цена часто зависит от размера скульптуры, количества существующих копий, провенанса, степени участия мастера в раскраске скульптуры. 

Так, фигурка «Кланяющегося арлекина» в синежёлтой полосатой куртке (до 1980 г. коллекция Нельсона Рокфеллера), упоминающаяся в архивных записях скульптора, несколько лет назад была продана за $960 тыс. (Christie’s, декабрь 2007). Многие классические модели Кендлера продолжали выпускать в XIX-XX вв. Эти вещи также достойно ценятся на рынке (в среднем до $ 2 тыс.).

В 1720-1730-е гг., благодаря усилиям Хёрольдта, в Мейсене формируется и достигает совершенства стиль полихромных росписей, навеянный японскими и китайскими образцами из коллекции Августа Сильного. Здесь мы видим уже знакомые нам цветы пионов, хризантем, сценки из экзотической китайской жизни, вписанные в картуши причудливых очертаний. В литературе этот стиль получил название «шинуазри» (китайщина). Цены на ранние мейсенские «шинуазри», расписанные Хёрольдтом, достигают нескольких десятков тысяч долларов. Вещи, расписанные в манере Хёрольдта, идут от тысячи долларов и выше.

Мейсенские мастера первой половины XVIII в. также ввели в культурный обиход большие репрезентативные столовые сервизы, которые они изготовляли для своего и чужих монархов, верхушки аристократии. Одним из наиболее известных памятников такого рода является «Лебединый сервиз», изготовленный в 1737-1742 гг. для графа Брюля, министра при дворе Августа Сильного и его сына. Формы для лепных элементов посуды (лебеди, цапли, нимфы) разработали Кендлер и Иоганн Фридрих Эберляйн. Стоимость отдельных предметов из этого комплекта достигает нескольких десятков тысяч долларов. К примеру, год назад за овальное блюдо с ручками отдали $82 тыс. (Christie’s, аукцион «Белое золото. Коллекция фарфора Детского фонда Роя Бирнса»).
Со второй половины XVIII в. Мейсен постепенно утрачивает свои позиции законодателя мод в европейском фарфоре. Мастера пытаются следовать классицистическим, романтическим и прочим тенденциям, декор становится более сдержанным, скульптурные группы более героическими, повествовательными или трогательно-сентиментальными. Интересные вещи этого периода (даже рубежа XVIII-XIX вв.) можно сейчас найти по цене от $8оо до $ 1500. И, конечно же, на протяжении Х1Х-ХХ вв. в Мейсене вовсю продолжают выпускать фарфор по моделям и образцам «золотого» века.

В 1719 г. выпустила свой первый твёрдый фарфор венская мануфактура, основанная голландцем Дю Пакье, которому на первых порах помогал мейсенский химик Штольцель. Декор раннего венского фарфора (до 1744 г., когда предприятие приобрела императрица Мария-Терезия) во многом подражает мейсенской китайщине, хотя выглядит не столь пышно; также встречаются вариации стиля «имари». Стоимость отдельных вещей, датируемых 20-ми годами XVIII в., может достигать $ 20-50 тыс. Например, две небольшие шестигранные фляги, украшенные цветами и птицами, в 2005 г. на Christie’s были проданы за $43 тыс. Однако вещи такого уровня всплывают на рынке нечасто. На уже упоминавшемся аукционе «Белое золото» мануфактура Дю Пакье была представлена двадцатью лотами; из них меньше половины ушло по цене от $5 тыс. до $ 16 тыс., остальные от $ 900 до $ 3000 .

Золотой век Венской императорской мануфактуры это время, когда ею руководил Конрад фон Зоргенталь (1784-1805), и полтора десятилетия после его смерти. Изделия этого периода отличаются строгими классицистическими формами и цветовыми решениями, в декоре преобладают мифологические сюжеты (написанные в академической манере по эскизам или картинам известных живописцев) и античная орнаментика. Стоимость таких вещей (даже музейного уровня) пока редко превышает $ ю тыс. Осенью 2010 г. блюдо с изображением кентавра и нимфы на шоколадном фоне (аналоги его опубликованы в исследованиях по венскому фарфору) было продано за $ 9,4 тыс. А вот попытки Bonhams продать две редкие вазы с декором в стиле античной чёрнофонной керамики вначале с оценкой до £20 тыс. (июнь 20ю), а затем с оценкой до £12 тыс. (ноябрь 2010) так и не увенчались успехом. Впрочем, отличные образцы «зоргенталевского» стиля на австрийских аукционах молено найти и по цене от $ боо до $ 1500.

Кроме Мейсена, на международном рынке «ходит» продукция ещё нескольких заводов, основанных на немецких землях в середине XVIII в. Это Берлинская королевская (КРМ) и Нимфенбургская мануфактуры, фабрики в Хёхсте и Людвигсбурге.

КРМ в основном представлена живописью на фарфоре (XIX в.) портретами или уменьшенными копиями популярных в то время картин, как правило салонного толка, выполненными на плакетках прямоугольной или овальной формы (размер до 50 см). Стоимость таких артефактов от $3 тыс. до $15 тыс., в зависимости от сюжета, качества живописи, наличия подписи мастера и оригинального оформления. Покупатели нередко готовы переплачивать за курьёзность сюжета, как в случае с «Венерой и Тангейзером» ($23 тыс., Bonhams, июнь 2011). А в 2008 г. плакетка с изображением юноши-скрипача и девушки, спящей у него на коленях, была продана за $62,5 тыс. (Christie’s). Здесь на цену, очевидно, повлияли размер (62 x52 см) и оригинальная позолоченная рама.

Нимфенбург широко известен благодаря пластике Франца-Антона Бустелли (1723-1763). К примеру фигурка кланяющегося китайца, изготовленная по его модели, еще в 2003 г. была продана за $154 тыс., а персонажи комедии дель арте в 2003-2008 гг. уходили от $ 5 тыс. до $ 20 тыс.

В XVIII в. завести фарфоровое производство считал своим долгом чуть ли не каждый из правителей многочисленных немецких княжеств или герцогств. Большинство из этих предприятий были убыточными и просуществовали не более 20-50 лет. Работавшие на них скульпторы и живописцы ограничивались тем, что более или менее удачно подражали мейсенским или севрским образцам. Впрочем, и им иногда удавалось создавать маленькие шедевры. Вот, например, удивительно живая белая лошадка с трогательными коричневыми пятнами, сделанная в Хёхсте по модели Иоганна Готфрида Беккера ($132 тыс., Christie’s, март 2005), или грациозная «Актриса» (скульптор Иоганн Фридрих Гетц), изготовленная на Людвигсбургской фабрике (£23 тыс., Bonhams, май 2006). Ни одна значительная коллекция европейского фарфора не может обойтись без изделий этих мелких мануфактур.

Франция

Французский фарфор у многих совершенно оправданно ассоциируется со словом «Севр», однако история его, по сути, началась с мануфактур Руана, Сен-Клу, Шантильи, где в конце XVII — первой половине XVIII в. производили т.н. мягкий фарфор (в составе массы отсутствовал каолин, вследствие чего изделия при обжиге иногда теряли форму). На эти традиции опирались мастера Венсенской мануфактуры, получившей в 1745 г. преференции от Людовика XV на изготовление фарфора «в саксонской манере» и пользовавшейся поддержкой фаворитки короля мадам де Помпадур. В 1756 г. производство перевели в Севр, а в 1759-м фабрика официально стала «королевской». Весь этот непростой путь к изяществу и утончённости севрского фарфора можно проследить и по предметам, представленным на рынке. Так, в марте гои г. на «интерьерном» аукционе Christie’s в Париже было продано около 6о изделий из «мягкого» фарфора, происходящих из мануфактур Сен-Клу, Шантильи, Венсена и Меннеси (стоимость от $ 2 тыс. до $ ю тыс.). Формы этих сосудов кажутся чуть грубоватыми, декор подражает китайским и японским образцам, часто воспринятым через призму Мейсена.

Но уже в 1750-х гг. венсенские-севрские мастера начинают изготавливать сосуды более сложных форм с характерными для стиля рококо капризными изгибами. Они также вводят в обиход новые оттенки глазурей небесно-голубой (bleu céleste), турецкий голубой, или бирюзовый (bleu turquoise), лазурный синий (bleu lapis). Стоимость таких изделий достигает нескольких десятков тысяч долларов. Так, на распродаже коллекции Роберта Лемана (Sotheby’s, ноябрь 2010) венсенский кувшин и таз для омовений с птицами в картушах на лазурно-синем фоне и золочением ушёл за $86,5 тыс. (в реестре Венсенской мануфактуры сохранилась запись об изготовлении трёх таких наборов; один из них был продан мадам де Помпадур). А в 2005 г. уникальный фарфоровый умывальник с тазом (в архивах нашли подтверждение, что единственный его экземпляр был преподнесён той же Помпадур) вообще «улетел» за $ 1,8 млн. (Christie’s, Нью-Йорк). Впрочем, вещи не столь роскошные, но сохраняющие приметы севрского рококо хотя бы в декоре (чашки, сахарницы, тарелки), можно найти и по цене от $ 8оо до $ 3 тыс.

Не менее интересный сегмент рынка севрского фарфора ампирные вазы и сервизы первой трети XIX в. За это время на фабрике благодаря усилиям талантливого инженера и администратора Александра Броньяра было внедрено 92 новых модели ваз и 89 различных моделей чашек, налажен выпуск репрезентативных тематических сервизов («Департаменты Франции», «Промышленность Франции» и пр.). Предметы из последнего периодически мелькают на рынке. Так, в 2004 г. тарелка, на которой был изображён процесс получения древесного угля, 

была продана за $65 тыс. (Кстати, сервиз был приобретён королём Луи-Филиппом и подарен князю Меттерниху.) Десятью годами ранее несколько тарелок из того же сервиза ушло по ценам от $ 15 тыс. до $33 тыс.

Севрские ампирные вазы, изготовленные при жизни Броньяра, довольно редко появляются на рынке (две такие вазы анонсированы на октябрьских торгах Sotheby’s-Париж с эстимейтом $ 725 тыс. $1,15 млн.). Зато очень широко представлены вазы с эклектичным декором второй половины XIX начала XX в. Многие из них являются вариантами моделей, разработанных в первой трети XIX в. Стоимость— от $1 тыс. до $ юо тыс. Вот, например, ваза 1895 г., повторяющая одну из любимых форм Броньяра (вариация античного кратера) с позолоченным ампирным орнаментом на приглушённом зелёном фоне, в среднем ярусе Наполеон на поле битвы; для придания прочности использованы элементы из позолоченной бронзы ($7,5 тыс., Sotheby’s, апрель 2008). Использование бронзовой арматуры позволяло севрским мастерам доводить общую высоту ваз до 1,5 м; кроме того, металл открывал дополнительные возможности для декора. Пара таких монументальных ваз конца XIX в. несколько лет назад была продана за $ 170 тыс. (Sotheby’s, 2006).

Из французских фарфоровых производств XIX в. можно выделить лиможскую фабрику семьи Хэви-ленд (основана в 1839 г. американцем Дэвидом Хэви-лендом), где всегда чутко реагировали на новейшие веяния в искусстве. Например, в 1890-е гг. здесь работал «набид» Эдуар Вюйар, в 1920-е — близкий к фо-вистам Жан Дюфи (младший брат Рауля). Авторские декоративные тарелки первого продаются от $ 50 тыс. до $ 84 тыс. за каждую (Christie’s, 2006), сервизы второго тоже обходятся недёшево (до $ 5 тыс.).

Италия

Большой интерес у коллекционеров вызывают изделия трёх мануфактур, работавших в XVIII в в Венеции, Неаполе и Флоренции. Посуда венециан ского завода Франческо Вецци, пожалуй, представ ляет наибольшую редкость выпускали её с 1720 по 1740 г. Совсем недавно несколько несуразный гра нёный чайник Вецци, украшенный лепным акантом и полихромными цветочками, ушёл по цене, почти в три раза превышающей эстимейт ($ 80 тыс., Skinner январь 2011). 

Неаполитанская мануфактура, основанная королём Карлом III в 1743 г., просуществовала с небольшим перерывом до 1821 г. Её фарфор антиквары называют по имени загородного дворца, где размещалось производство, «Капо ди Монте». Цены на редкие «каподимонте» раннего периода (до первого закрытия в 1759 г.) достигают нескольких сотен тысяч долларов. Ещё 15 лет назад скульптура «Арлекин и Коломбина» по модели Джузеппе Гриччи была продана за $ 320 тыс. (Christie’s, Лондон). Своеобразна и полихромная посуда «каподимонте». На аукционе итальянской керамики (Christie’s, Лондон, май 2011)    чашки и блюдца, украшенные натюрмортами из местных фруктов и золотым бордюром в стиле мейсенского «шинуазри», ушли за $ 79 тыс. Поздний фарфор «каподимонте» (после 1771 г.) известен своими классицистическими вазами, богато украшенными многоцветным лепным декором, и их многочисленными поздними имитациями-подделками (таким грешили даже в Мейсене). Самые интересные из них присутствуют на солидных аукционах наравне с иными оригиналами и могут стоить до нескольких тысяч долларов.

Мануфактура Доччиа (основана в 1735 г.) в первые десятилетия своей работы, помимо довольно своеобразных вариаций «шинуазри», выпускала не-раскрашенную скульптуру и посуду, украшенную монохромными видами итальянских городов. Интересно, что, наряду с типичными для середины XVIII в. арлекинами, влюблёнными и пастушками, Доччиа выпускала бюстики римских императоров. Один из редких экземпляров этой серии («Калигула») осенью прошлого года был продан с 20-кратным превышением эстимейта за $266 тыс. (Sotheby’s, Нью-Йорк). Стоимость ранних образцов «ведутной» посуды достигает нескольких десятков тысяч долларов. Пример тому — блюдо с видом Венеции, датируемое 175°_1755 гг- (€45,8 тыс., Sotheby’s, Милан, ноябрь 2007). Образцы же доччиевской китайщины середины XVIII в. можно найти и за несколько сотен долларов.

Продолжение. Российская империя — СССР.


Журнал "Антиквар"

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

By submitting this form, you accept the Mollom privacy policy.